«Свет и Тьма» – яркий представитель рэп-движения в России, и не только. Ребята, освещая в своих песнях серьезные проблемы, приобретают все большую известность в молодежной среде. Сегодня я беседую с B-Key’ем, DoberMan’ом и СиТ’ом – представителями рэп-клана «Свет и Тьма».

– Сколько всего человек в вашем клане?

DoberMan: – Трудно сказать точно, потому что клан распространяется за пределы России, например, в Германию (Германский картель). В московскую команду входят Паук, B-Key, DoberMan, Маллой, Чума, Литий, Mann, Чек и др.

– Кого ты считаешь самым выдающимся в вашем клане?

B-Key: – Конечно, Паука. Он очень сильный и талантливый mc (master of the ceremony). Его лирика основана на собственном жизненном опыте. Он не выдумывает, о чем писать, а просто передает через песню какой-то случай из жизни.

– Кто в группе делает музыку?

B-Key: – Чек и Mann (альбом «Верь в меня»).

– Кто пишет тексты?

B-Key: – Каждый сам себе пишет. У нас нет кого-то одного, кто писал бы тексты за всех. Иначе мы были бы слишком похожи…

– Как давно вы начали выступать?

B-Key: – Выступать – с сентября 2003 года, хотя появились намного раньше (около трех лет назад).

– Почему клан называется «Свет и Тьма»?

Doberman: – Существуют две силы в этом мире: Свет и Тьма. Они являются основой всего существующего на Земле. Кто-то принимает сторону Света, кто-то – Тьмы... В наших песнях мы даем человеку возможность сделать выбор. Послушай альбом «Верь в меня» и узнаешь, что мы думаем об этом мире.

– Почему вы стали делать именно рэп?

DoberMan: – Это для меня самый легкий способ самовыражения. Когда-то попробовали, а теперь мы без этого уже не можем.

– Где вы обычно выступаете? У многих рэперов есть клуб, в котором они начинали, который становится для них вторым домом. Есть ли у вас такой?

B-Key: – Выступаем обыкновенно в «Хайвее». Кстати, ваш, реутовский клуб, на Носовихинском шоссе. И ты прав насчет «второго дома». Таким клубом он и стал для меня. Мы, правда, там «живем». Ну, а кроме него выступали в «Downtown»e, на презентации нашего альбома.

– Согласились бы выступать на «разогреве» у какой-нибудь группы? Может, «Касты» или «Многоточия»?

СиТ: – Нет, только если у «ONYX».

– Насколько я знаю, у вас не так давно вышел первый альбом. Скоро ли ждать следующего?

DoberMan: – Да, первый альбом вышел в октябре 2003 года. На нем 18 треков (песен). А следующий, надеемся, – к лету…

– Можно ли в данный момент считать вас андеграундной группой?

B-Key: – Каждый сам определяет для себя, что является андеграундом. Вот ты как думаешь?

– Ну, я бы сказал, что уже нет. Просто вас еще не так много людей знает, как, например, ту же «Касту». Но рэперы, однозначно, знают, кто вы.

B-Key: – Вот. И я говорю, что кто хочет, тот нас знает. А те, кто к рэпу отношения не имеют, так им незачем нас знать. Для них мы андеграунд.

– Ты, наверное, согласишься, что рэп у нас не очень любят. Возможно, потому что мало достойных групп, хотя, если подумать, не так уж и мало.… Взять хотя бы питерских «Umbriaco» или московских «D.O.B. com-munity», краснодарских «MaryJane», приволжских «Солдат Бетонной Лирики». Может, потому что просто не понимают? Как считаешь?

B-Key: – Такое мнение сложилось из-за коммерческого проекта Децла, из-за того, каким он был раньше. Потому что сейчас он вырос и утвердился как хороший mc, теперь он может намного лучше других излагать свои мысли (все приходит с опытом!). А раньше его тексты были легкомысленны и поверхностны.

– Кого ты можешь выделить из русских рэперов? Как вообще относитесь к русскому рэпу?

B-Key: – Да нормально относимся, в общем-то. Из русских могу выделить Шеffа, «Le Truke», «Лигу» и «П-13», mc Панду, «G-Wylx», Кита (группа «Ю.Г.»). – А из зарубежных?

B-Key: – «Cypress Hill», «Nas», «Jay-Z», «Wu Tang Clan», «Dr. Dre», «Da Bang», «CappaDonna».

– В чем разница между рэпом и хип-хопом?

B-Key: – Для меня все просто: рэп – это музыка. Хип-хоп – это культура. В нее входит рэп, граффити, брейк-данс…

– Чье творчество повлияло на вас больше всего?

B-Key: – «Лиги», Шеffа, «G-Wylx», «Da Butz», «D.O.B. community».

– Почему большинство групп, которые добиваются у нас признания, позже «продаются», становятся коммерческими? Молодежь начинает считать, что они «попсеют»?

B-Key: – Они не продаются, они зарабатывают деньги. Каждый в своей жизни должен работать, чтобы жить, кормить семью и т.д. Это их работа. Поэтому как можно говорить, что кто-то продается?

– Рэперам свойственен определенный стиль в одежде. Одеваетесь ли вы так же, как на выступлениях, когда просто идете на улицу?

B-Key: – Это стиль жизни. Для меня нет разницы, куда я иду: в клуб или просто гуляю по улице.

– Как вы относитесь к «бритым»? Ведь это, в принципе, очень важная для рэперов проблема? Особенно для молодых ребят, которые ходят по улицам, пытаясь походить на известных рэперов, одеваясь в трубы, толстовки и т.д.

B-Key: – Цитируя Паука: «Я не расист, но я расист для всех расистов». Я с ним солидарен в этом вопросе.

– Что ты можешь посоветовать ребятам, которые хотят серьезно заняться рэпом? Могут ли они показать вам свои тексты? Как им с вами связаться? Или, если не к вам, то к кому они могут обратиться?

B-Key: – Приходите по субботам в «Хайвей». Обращайтесь ко мне. Возможно, я смогу помочь в плане выступлений и записи альбома.