FM: С чего все начиналось? Наверное пластинки Пугачевой и бытовая вертушка? ))
Escape: Почти именно так. Это был 1993 год. Диджеинга в России тогда и не было вовсе можно сказать. Были аудио записи да скудные видео с концертов Public Enemy (Terminator X там зажигал). Вертушка "Россия", сказки, попури 80-х и тд... с этого и началось.
FM: Откуда пошло твое имя? Может быть есть какая-нибудь история?
Escape: История длинная. Сначала я был Scratch. Была такая рэп группа ADA, я в ней еще пытался быть MC :) Ну а потом выяснилось что DJ Scratch пилит в EPMD. Как-то неловко стало. Решил подставить перед псевдонимом EX. Получилось Ex-Scratch. Ну со временем Esc - то есть Escape. Заморочено однако.
FM: С какими музыкальными направлениями ты работаешь? Какое ближе?
Escape: Буду не многословен. Я солидарен с N-Tone. Turntablism! А играю хип-хоп. Последнее время нравится играть инструменталы с разбавкой их скрэтчом и джагглом... ну и всякими интересными фишками :)
FM: Какие Ди-Джеи нравятся тебе из отечественных и зарубежных? Возможно, у тебя есть какой-то кумир?
Escape: Если возвращаться в то время когда я начинал, то кумиры конечно были. Funk Master Flex, Cash Money, Jazzy Jeff, Premier, Terminator X. Вообще-то все о ком была хоть какая-то информация. А сейчас сложно сказать. С того времени культура очень сильно эволюционировала. "Старики" ушли на залуженный отдых, а молодежь появляется очень перспективная. Появились новые элементы как в scratch так и в beat juggling. Во многом этому способствовало появление новой аппаратуры с новыми возможностями. Так что бы выделить что-то я не могу. Все очень здорово и не похоже друг на друга. У каждого свой стиль. Очень нравится A-Trak, Perseus, P-Trix, First Rate, Roli Rho, Tobeyer, Woody. Из команд Beat Junkie, D-Styles, Toadstyle, I-Emergie, Excess, Noisy stylus, Killa Tactics. Последнее время Европа очень радует.
FM: Ты числишься в каком-то проекте или же занимаешься диджеингом один?
Escape: До этого времени занимался один. Нет ну конечно у нас есть группировка Da B.O.M.B. но в ней помимо диджейства сочиняю музыку. А если брать именно turntablism, то все пока в перспективе. У меня был сильный перерыв в 5 лет с 1998 по 2003 год. В этот период была сложная ситуация. Ничего не делалось, пылилось и я хотел с этим вообще завязать и даже продавал винил и аппаратуру. Но искусство взяло свое. Я снова в деле :)
FM: Помнишь ли ты, ту самую, первую пластинку с которой все и началось?
Escape: Неа. Но видимо она была очень крутая.
FM: У тебя большая коллекция винила, ты можешь выделить какие-нибудь из них?
Escape: Хочется сказать: "Что-то около 5000". Но это будет гнусная не правда. В основном у меня так называемый old school. Но коллекция постоянно пополняется новенькими интересными экземплярчиками. Но коммерческий хип-хоп мне не нравится. Из батловых записей сложно что-то выделить. Все очень интересно. Выбирая батловую запись для покупки, думаю что можно из этого сделать. Ну и естественно это должно нравиться. Есть конечно лейблы уже зарекомендовавшие себя в сфере диджеев как Dirtstyle, Styluswars, Beat junkies, Allies, Stones Throw, X-men, релизы от Q-Bert и Mixmaster Mike. Но очень много и других записей, не менее интересных
FM: Сложно ли научиться “играть на пластинках”?
Escape: Вообще-то как я понимаю словосочетание "играть на пластинках" - это умение красиво, грамотно и со вкусом создавать музыку при помощи манипуляций с 2-мя (и более) проигрывателями винила и микшерным пультом. Так существуют разные направления, техники и элементы из которых и складывается эта игра. Например клубная музыка требует хорошего и красивого сведения, а батлы - техники и музыкального вкуса. И что бы все это было красиво, нужно эти техники осваивать путем упорных тренировок и поиском своего стиля. Главное не нужно никого копировать и иметь огромное желание этим заниматься.
FM: Больший вред причиняется пластинке или игле?
Escape: При не правильном подходе к делу – вред и пластинке и игле!
FM: Новые технологии, Научно Технический Прогресс. Как эволюционировала пластинка от самого рождения до настоящего времени?
Escape: Сама пластинка как аудио носитель с технической стороны ни как не эволюционировала. Те же дорожки, те же механические колебания иглы, которые превращаются в электромагнитные. А если имелось ввиду как коснулся научно-технический прогресс вообще диджейства, то тут можно целый трактат написать. Выделю лишь основные на мой взгляд полезные достижения: возможность настраивать кривую перехода на фейдерах микшерного пульта (это стало уже стандартом), индукционный кроссфейдер - нет слов, просто вечная сказка, и цифровые технологии теперь доступны виниловым диджеям благодаря разработке фирмой Stanton такой штуке как Final Scratch.
FM: У меня, как и у многих, до определенного момента были очень странные представления о работе Ди-Джея. Я думал, что стоит одна или две вертушки, обособленные друг от друга и Ди-Джей просто делает скрейтч, вращая пластинки кончиками пальцев. Так что на самом деле происходит? Какие технические средства необходимы, чтоб собрать на столе ди-джейский пульт?
Escape: Эти "технические средства" называются просто - деньги :) Не дешевое это удовольствие, а уже тем более в России. Если кто-то читая это решит серьезно заняться turntablism'ом, то могу сказать лишь одно. В этом деле экономить нельзя. Спорить не буду, помимо хорошей дорогой аппаратуры есть много бюджетных вариантов диджей-комплектов, по очень соблазнительной цене, порой даже стоимостью как одна подержанная 1210. Мое дело предостеречь всех кто хочет чего-то достичь и чему-то научиться. Забудьте об этом. Лучше послушайте N-Tone :)
FM: Как я понимаю есть два вида ди-джеев. Первые - это те, которые ставят музыку на дискотеках и радио, чему может научиться любой человек за пол часа если у него все нормально с головой, а вторые - это люди, которые действительно работают. В чем заключается деятельность настоящего Ди-Джея? Ты пишешь свою музыку или играешь музыку на пластинках?
Escape: Что бы создать что-то стоящее одного умения мало. Нужен еще талант и музыкальный вкус. Настоящий DJ пытается донести до слушателей свою мысль, настроение, чувства. Он может создавать музыку и дома и на студии, а потом играть ее в клубах используя любые технические решения. Будь то семплер или гитара. Здесь нет ограничений.
FM: Какие планы на будущее?
Escape: Ооо, не надо только о планах... У меня сразу начинается депрессия... их просто немерянно. Скажу об основных. Работа с группой Da B.O.M.B., битмейкерство, запись своих инструменталов, разработка сайтов http://www.dabomb.ru, http://www.turntable.ru (последний вместе с N-Tone, будет посвящен тайбелизму в России со всеми нюансами присущими нашей стране :) и практика, практика, практика.
FM: На сколько сложно в настоящее время записать музыку на пластинку? Этот доступно?
Escape: А если позволить себе штуку под названием Final Scratch, то вся доступная вам музыка в цифровом виде будет у вас на пластинке
FM: С закрытием радиостанции “Станция 2000”, в нашей стране вообще прекратилось освещение жизни Ди-Джеев и можно подумать, что и Ди-Джеи все куда-то пропали? Какова на данный момент ситуация за рубежом и в нашей стране?
Escape: Все верно. У нас очень слабо эта культура продвигается в массы и в принципе в головах простых людей все начинается и кончается фразой "Йо Диджей каммон" и в лучшем случае Baby Scratch. Грустно. Особенно когда в клипах каких-нибудь наших поп артистов диджея за вертушками выгораживают неким придурком-наркоманом с нетрадиционной ориентацией. А ведь мы такие же музыканты, только музыкальный инструмент у нас это не гитара, не рояль и не ударные, а - вертушка! И играть на перечисленных инструментах мы можем и сразу и по отдельности! Но время покажет. Рэп 10 лет назад в России тоже считался бесперспективным.
FM: Ну, а теперь напиши пожалуйста все то, что мы не осветили в данном интервью. Может быть интересные истории, ну там поломка пластинки перед выступлением:. )))
Escape: Было это 25-го сентября 2003 года в клубе Даунтаун. Ты Жень там тоже был :) Я как раз диджеил на протяжении всего концерта. Подошло время выступления Гека. Ему оставалась одна композиция и тут ведущий этого концерта решил устроить конкурс небольшой. Песенка была зажигательной и смысл всего был в том, что на сцену выплыли три нимфы из зала (очень даже :) которые устроили типа батл, кто лучше станцует. Наградой им был КД нового альбома Гека с его автографом. Девушки были такие что я бы на месте Гека не только на компакт диске расписался. Ну так вот. Песенка и аплодисменты кончились. Началась раздача КД и автографов. А происходило это все у стойки с аппаратурой, прямо на вертушках можно сказать. Девочки плотно обступили кумира, а одна из них так сильно хотела рассмотреть этот процесс, что ее бюст, который был прикрыт лишь коротеньким топиком, лег прямехонько на канальные фейдеры моего пульта. А мне-то работать нужно. В общем в клубе повисла музыкальная пауза секунд в 10 :) Я молча любовался... тишиной :)