Juan Atkins
На заре 1980-х годов Джуан Аткинс (Juan Atkins) начал создавать то, что сейчас считается самым влятельным трудом в области техно. Исследуя свое видение футуристичной музыки, в котором космическая сторона фанка Parliament сочеталась с твердым компьютерным синт-попом Kraftwerk и техно-футуристическими возможностями, описанными социологом Элвином Тоффлером (Alvin Toffler - автор книг The Third Wave и Future Shock), Аткинс скрывал свое имя за такими проектами, как Cybotron, Model 500 и Infiniti,- все, кроме Cybotron, состояли из него одного - чтобы выпустить много классики высокого детройтского техно. И хотя часто трудно, а то и невозможно, определить точного родоначальника какого-то стиля, для техно легче всего назвать релиз Clear 1982 года, записанный Аткинсом и Риком Дэвисом (Rick Davis) как Cybotron. Вскоре он покинул настроенный на альбомы Cybotron и начал работать один, выпустив с 1985 по 1989 годы свой самый плодотворный материал под именем Model 500.В то время как молодые детройтские легенды Кевин Сондерсон(Kevin Saunderson) и Деррик Мэй (Derrick May), как известно, за следующие десять лет мало что записали, Аткинс в 90-х годах записывал еще больше, чем в 80-х. Он впитывал новые ритмические элементы из современной танцевальной музыки, но всегда сохранял свое безошибочное, моментально узнаваемое чувство мелодии. Когда электронная сцена начала смотреть назад и искать музыкальных новаторов, она обратилась к Аткинсу и назвала его крестным отцом техно.
Джуан Аткинс родился в 1972 году в Детройте, в семье концертного промоутера. Будучи тинейджером, Аткинс начал играть на басе, а затем переключился на клавишные и синтезаторы, когда научился этому в Parliament records. Два местных ди-джея, Кен Колье (Ken Collier) и Electrifyin' Mojo, в конце 70-х ознакомили Аткинса с творчеством других синт-групп: Kraftwerk , Telex, Гэри Ньюмена (Gary Nyman), Prince, The B-52's. Затем он начал общаться с двумя своими друзьями, с которыми он познакомился через брата - Дерриком Мэем и Кевином Сондерсоном. Еще он купил свой первый синтезатор, Korg MS10, и начал записывать с кассетниками и Микшером.
Надеясь узнать больше о расцветающем поле музыкальной электроники, Аткинс поступил в колледж Washtenaw County в соседнем Ипсиланти (Ypsilanti). Там он познакомился с Риком Дэвисом (Rick Davis), ветераном войны во Вьетнаме и другом Electrifyin' Mojo (Дэвис даже выпустил экспериментальную запись, которую Mojo использовал для открытия своего радиошоу). Они вдвоем стали записываться как Cybotron, и в 1981 году на их собственном лэйбле Deep Space Records был выпущен первый сингл группы, Alleys of Your Mind. Интеллигентный баланс урбанизованного грува и синтезаторного футуризма объявил новую волну в черной музыке. Хотя их успех был крайне ограниченным, этот стиль стал самым влиятельным из стилей электронной музыки следующего десятилетия.
Alleys of Your Mind немедленно был раскручен Electrifyin' Mojo и стал большим местным хитом, хотя большинство слушателей понятия не имело, что это было записано в Детройте, а потому и в Америке. Сингл 1982 года Cosmic Cars также хорошо шел, и Cybotron выпустил свой дебютный альбом, Enter. Затем группа подписала сделку с Fantasy Records, с тем чтобы они перезаписали альбом. Один из треков, Clear, был квази-инструментальным и положил начало тому, что позднее назовут техно. Вместо банальной подгонки треков Kraftwerk под хип-хоп (что было базой многих электро-треков), Clear представлял собой сбалансированную смесь техно-попа и клубной музыки. К сожалению, их взгляды на будущее разошлись, и Аткинсу пришлось уйти из группы в 1983 году. Дэвис и новый член группы Jon 5 хотели следовать направлению на рок-н-ролл, а Аткинс хотел продолжать в стиле Clear. Кстати, Cybotron все-таки продолжал записываться в стиле, предложенном Дэвисом, и поэтому был скоро забыт.
А Джуан Аткинс в середине 80-х годов не скучал. Он продолжал работать с коллективом Deep Space Soundworks, который они с Мэем и Сондерсоном основали в 1981 году, чтобы иметь клубный форум для своей музыки. Позже Deep Space основали свой собственный клуб The Music Instituteв сердце Детройта. Вскоре он стал колыбелью растущей андерграундной семьи, местом, где Мэй, Аткинс и Сондерсон ди-джействовали с молодыми пионерами вроде Эдди Фолкса (Eddie "Flashin" Fawlkes) и Блейка Бакстера (Blake Baxter). Клуб подпитал разрозненное чувство общины в Детройте и вдохновило таких технократов второй волны, как Карл Крейг(Carl Craig), Стейси Пуллен(Stacey Pullen), Кенни Ларкин (Kenny Larkin) и Ричи Хоутин (Richie Hawtin - Plastikman).
Конечно, в это время Аткинс продолжал записываться, и период с 1985 по 1987 годы явно был у него самым плодовитым. В 1985 году он основал собственный лэйбл Metroplex Records и записал No UFO's, свой первый сингл, подписанный Model 500. Деррик Мэй, который жил в то время в Чикаго, пригласил Аткинса туда и попросил взять с собой записи. Дуэт продал тысячи копий, и No UFO's скоро стал хитом чикагских микс-шоу вроде The Hot Mix Five. Записанные позже на Metroplex синглы Nignt Drive, Interference и The Chase тоже хорошо продавались и дали начальный толчок детройтскому техно; высокоинтеллектуальная машинная музыка, навеянная гудением автоматических фабрик и путешествиями в подземке I-96 поздно ночью. К 1988 году Британия поравнялась с "продвинутой" музыкой из Чикаго и Детройта. Вскоре Аткинс, Мэй и Сондерсон совершили первое (из сотен) путешествие через Атлантику, причем Аткинс выступил перед тысячами людей на рейве на открытом воздухе типа английского Summer of Love. Вследствие влияния Аткинса зародились такие проекты, как 808 State, A Guy Called Gerald, LFO и Black Dog, а Fine Young Cannibals, Seal, Tom Tom Club, The Beloved и The Style Council приглашали его ремикшировать их вещи. Хотя танцевальная музыка в Европе кардинально изменила свое направление в 1989-1991 годах (к зарождающимся мультяшным звукам рейва и хардкора), остальные в Европе поспешили присоединиться к команде детройтской техно-элиты. Сначала бельгийский R&S Recordsначал выпускать работы наследников техно, в том числе нью-йоркца Джои Белтрама (Joey Beltram) и европейцев C.J.Bolland и Speedy J(http://www.speedyj.com/frames.htm - домашняя страничка. - прим.перев.). В 1993 году к этому подключился и берлинский Tresor Records,выпустив альбомы американских техно-продюсеров второй волны Underground Resistance(как X-101), Джеффa Миллсa (Jeff Mills), Блейкa Бакстерa и Эдди Фолксa.
В 1993 году Аткинс посетил студию лэйбла и работал с 3MB, домашней группой Томаса Фельмана (Thomas Fehlmann) и Морица фон Освальда (Moritz von Oswald). Кстати, потом оба они нашли лучшие проекты, первый - Sun Electric, а второй - Basic Channel/Maurizio. Через пару лет Аткинс снова приехал в Берлин, чтобы записать свой, как ни странно, первый альбом со времен Cybotron. Наконец в середине 1995 года R&S выпустил дебютный альбом Deep Space, подписанный Model 500. Кроме того, лэйбл также выпустил Classics - потрясающий сборник лучших синглов Model 500, записанных на Metroplex. Еще одна ретроспектива, Infiniti Compilation, была записана на этот раз на Tresor и содержала работы Аткинса с 1991 по 1994 годы, подписанные Infiniti и выпущенные на разных лэйблах, в том числе Metroplex и чикагский Radikal Fear.
Прошло несколько лет, прежде чем он выпустил новый материал, но он с шумом обрушился в 1998-99 годах. Сначала, в сентябре 1998 года, Tresor выпустил Skynet, новый релиз Infiniti. Через месяц американский лэйбл Wax Trax! выпустил альбом миксов Джуана Аткинса. И наконец, в начале 1999 года на R&S был выпущен Body and Soul, второй полный альбом Model 500.