автомобили “подсаживают” на альтернативные виды топлива
хотя на сегодняшний день порядка 95% всех автомобилей еще и потребляют бензин или дизель, альтернативное топливо довольно успешно и безвозвратно отвоевывает у них позиции. тому способствует как существенная дешевизна такого топлива (в среднем ниже на 30-60%, чем цена на бензин, и на 20-40% ниже, чем на дизель), так и инвестиции крупных автомобильных концернов и правительственные программы, принятые в большинстве стран евросоюза в поддержку транспортных средств, использующих альтернативные виды топлива.
очередной виток по поиску и разработке альтернативных видов топлива начался с 1992г., когда в в рио-де-жанейро состоялась всемирная конференция оон, главным итогом которой стала декларация о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и развития, в том числе в области исследований по развитию сберегающих экологию альтернативных видов топлива. данное соглашение было утверждено в конце 1997г. в киотском протоколе, согласно которому, индустриальные страны обязуются сократить выбросы горючего газа (co2, ch4, n20, и проч.) ежегодно на 5,2% со сравнению с 1990г. евросоюз стремиться сократить выбросы до 8% до 2010г. австрия, к примеру, планирует произвести сокращение до 13%.
уже сейчас в нидерландах порядка 50% автомобилей работают на природном газе, а каждый десятый автомобиль - на сжиженном. 95% автобусного парка вены и 87% парка дании также работают на газу. и совокупный процент потребителей растет с каждым годом. в великобритании, например, действует специальная программа перехода на другие виды энергии (power shift programs): покупателю компенсируется до 75% расходов, которые он несет по переоснащению автомобиля на газ. в германии владельцам автомобилей на природном газе предоставляются льготы: ежегодные единовременные компенсации при норме токсичности “евро-4” и снижение размера налога. при страховании автомобиля законодательством введен специальный экологический тариф, составляющий 15% от обычных ставок.
перспективы альтернативного топлива таковы, что уже сегодня мировые автопроизводители говорят о внедрении к 2010 году порядка 50 различных моделей, работающих на альтернативном виде горючего. в европе, к примеру, особенно активны в этой области компании mercedes-benz, bmw, man, messer. а к 2020 году, согласно резолюции оон, нацелившей страны европы на переход автомобилей на альтернативные виды моторного топлива, ожидается увеличение “альтернативщиков” до 23% всего автопарка, из них 10% (порядка 23,5 млн. единиц) – на природном газе.
так что, судя по всему, европу ожидают топливные перемены, над подготовкой к которым уже сегодня активно работают автомобильные разработчики. но, как говорится, зачастую новое – это хорошо забытое старое. то, что сегодня кажется достаточно экзотичным и пока малоиспользуемым, как это ни покажется странным, таковым не считалось еще на заре автомобилестроения. так, генри форд в свое время высказывал идею, что этанол станет горючим будущего, предлагая покупателям ford t с двигателем, работающим на этаноле, бензине или их смеси. сам же этанол производился из бобов сои, кукурузы или конопли. рудольф дизель, создав в 1890г. дизельный мотор, работающий на арахисовом масле, успешно реализовал идею биодизеля.
для городского движения по-прежнему наиболее перспективными считаются гибриды: бензин-электромотор. предпочтения при выборе топлива автопромышленниками при выпуске конкретного типа автомобиля, безусловно определяются еще и другими многочисленными показателями, однако очевидно, что современные реалии на нефтяном рынке и экологические проблемы диктуют новые законы, и уже сегодня европа серьезно готовится к изменениям в этой сфере.