Флакончики с краской - это вчерашний день. Новейшее уличное искусство держится на клею и проникает даже в престижные галереи. Но за иное настенное произведение его автору предъявляют счёт в 250 тысяч евро... Без шор на глазах этот новый для крупных городов мира феномен трудно не заметить: на тумбах, перилах, скамейках, стенах домов и фонарных столбах появились вдруг в изобилии пестрые коллажи - обработанные кистью, тушью или распылителем и собранные в одно целое бумажные фрагменты. "Пост-граффити", "Городское искусство" или "Новое уличное искусство" именует себя этот клейкий феномен - и суть его не только в том, что кто-то где-то на видном общественном месте увековечил свое имя. Завоевание улицы.

Художественный авангард должен провоцировать, задевать или, по крайней мере, не оставлять равнодушным. В этом смысле уличное искусство не может быть полноценным "хай-артом". Иных наклейки, как и хорошо знакомые граффити, раздражают самим фактом своего существования. Блюстители чистоты улиц регулярно стирают следы анархических художеств, а полиция карает виновных в совершении "актов вандализма". "Стрит-арт", между тем, определяет себя как (суб-)культурное освободительное движение. "Reclaim the Streets", завоюй улицу, звучит его девиз, не новый, но по-прежнему броский. Искусство, в понимании стрит-артистов, следует выпустить из музеев на улицу, где оно станет контрапунктом к крупногабаритным рекламным плакатам. Вопросы о легальности подобного шага в понимании уличных художников вторичны и внимания не заслуживают. Озарение пришло в туалете.

Исследователь граффити Аксель Тиль (Axel Thiel) вот уже почти три десятилетия занимается изучением разнообразных проявлений уличного искусства. 55-летний бывший студент Кассельского университета впервые осознанно столкнулся с этим феноменом в туалете на кампусе. С тех пор он документирует и архивирует все, что попадается на глаза, систематизирует, каталогизирует и пытается вернуть дискуссию об уличном искусстве в русло делового разговора. В первую очередь, Тиль пытается снять клеймо "преступников" с "молодых и талантливейших" ребят, творящих с помощью клея или распылителя. Пользу от "криминализации" уличного искусства имеют лишь "малярные фирмы", зарабатывающие, по подсчетам Тиля, 70 миллиардов долларов ежегодно на насильственном удалении граффити. Клеить дешевле, чем прыскать.

Обращение к клейким коллажам Аксель Тиль объясняет усилившимся преследованием со стороны полиции. За иное настенное произведение искусства его автору предъявляют счёт в 250 тысяч евро за порчу имущества. "Наклейка плакатов обходится дешевле," - поясняет Тиль. Один из активистов нового движения - С100 или Кристиан Хундертмарк (Christian Hundertmark) - опубликовал в 2003 году "Искусство бунта" - первую книгу о возродившейся любви к аппликациям. В книге представлены 70 в реальной жизни, как правило, избегающих внимания общественности и скрывающихся за псевдонимами художников. Им от 29 до 35 лет, в большинстве своем - бывшие "спрейеры", обнаружившие для себя новые формы самовыражения. 29-летний Кристиан Хундертмарк - также выросший из граффити коллажист - имеет образование графика, работает в одном из мюнхенских рекламных агентств и не испытывает страха перед "высоким искусством". "В этом, пожалуй, и заключается главное отличие новой сцены - здесь больше свободы и умения, которое превосходит талант напрыскать свое имя на стене," - говорит он. Субверсия в теории, коммерческий успех на практике.

Уличные коллажи наиболее знаменитых стрит-артистов выставляются в престижных галереях мира. А поскольку протагонистам нового движения, как правило, уже далеко за 19, говорит C100, они знают как надо "превращать свое имя в "торговую марку".