В Мельбурне власти сделали беспрецедентный шаг навстречу местным райтерам, спросив, какими бы они хотели видеть улицы и как они хотели бы развиваться лично. И хотя по-прежнему четкого компромисса найдено не было, власти и художники стараются наладить взаимоотношения.

Мельбурнский городской совет выложил тысячи долларов, для того чтобы опросить 41 графитчика и составить перечень пожеланий, согласно которому, можно было понять, что налогоплательщики могут сделать для уличного искусства.

Как следует из отчета, представленного городскому совету, «вандалы» просили о проведении организации специально финансируемых из бюджета мастер классов, организации территорий «высокой терпимости» и преподавателях, которые могли бы помочь им освоить новые виды художественной техники. При этом, по замыслу художников, программа должна быть полностью профинансирована из городского бюджета.

Также в отчете отмечено: «Почти все участники опроса отметили, что в виду приближения Игр Доброй Воли в Мельбурне, это было бы отличной возможностью презентовать всему миру особенности городского стрит арта».

В опросе участвовал 41 человек, преимущественно нелегальные художники, именуемые в докладе «райтерами».

«Все опрошенные просили обратить внимание на историческую ценность и качество некоторых работ, ныне украшающие переходы, удалив которые, власти моментально рискуют столнуться с проблемой нового более активного бомбинга на освободившихся участках».

Доклад был изучен советом с целью определения стратегии в отношении стрит арта. Его разрабатывали исследователями, но в средствах массовой информации он никогда не публиковался.

Совет проигнорировал результаты опроса, представленные в отчете и в течение недели принял стратегию безжалостного удаления рисунков.

Однако представитель городского совета г-н Дэвид Вилсон объявил, что совет хотел бы  и далее поддерживать связь с граффитчиками и готов рассмотреть идеи, представленные в отчете.

Он акцентировал внимание на том, что по-прежнему никто не собирается мириться с нелегальным граффити, и общественность хотела бы видеть только в строго отведенных под это местах.

Некоторые идеи, представленные в отчете:

образовать пять специальных зон для граффити, причем площадь выделенных художникам поверхностей должна быть более, чем площадь одной стандартной стены

выделить хорошо просматриваемые территории вдоль железнодорожных путей или автомагистралей для творчества наиболее опытных райтеров

организовать возможность обучения начинающих райтеров у мастеров

устроить граффити-мастерские, финансируемые городским советом, куда будут трудоустраивать наиболее опытных граффитчиков, как граждан, так и неграждан страны.

Автор доклада д-р Марк Хелси, преподаватель Мельбурнского университета, кафедра  криминологии, утверждает, что жесткая политика, направленная  на уничтожение граффити, только подстегнет активность художников, но никак не поможет избавиться от нелегальных рисунков.

«Для многих граффитчиков действия совета равносильны провокации, когда власти подсовывают художнику чистую загрунтованную стену, которую он естественно готов тут же разрисовать»,-заключает он.

«Фактически это означает, что совет вступил в войну против райтеров».

«Да, много людей вне этого, но также много людей, полностью посвящающих самих себя рисованию».

Д-р Хелси утверждает, что Мельбурн считается одним  из лучших мест для граффити, наряду с такими мегаполисами, как Нью-Йорк, Барселона и Лондон.

Что касается специальной организации обучения, художники считают, что таким образом можно сформировать характер.

Г-н Фенсер Бридли, один из трех представителей городского совета, голосовавших против принятия «жесткой» стратегии, утверждает, что беспощадное уничтожение рисунков вызовет только большую активность граффитчиков.

«Таким образом, они только провоцируют в них чувство бунтарства, тем самым, подливая масла в огонь»,- утверждает он.