Интересный разговор о судьбах отечественного хип-хопа с одним из самых интересных на сегодня исполнителей России.
Прошла уже половина 2006 года. Какое у тебя осталось впечатление от развития хип-хопа за эти полгода? Какие из релизов в России и США понравились больше всего?
Ну, о развитии как таковом мне говорить сложно, а вот о пополнении золотой коллекции вполне. Особенно это касается последнего альбома Busta Rhymes, Dilated Peoples и Ghostface - по мне так только они выпустили действительно мощные альбомы, хотя сильно понравился Camron и местами Mobb Deep. Из русских могу выделить только "Кровосток" и микстэйп Драго. А остальные…Недавно послушал последний альбом Krec и он мне показался слабее предыдущего. Лига пусть делает, что хочет. Остальное как-то совсем никак.
О, "Кровосток" - интересно. Рэп-группа или арт-проект?
Арт-проэкт, избравший рэп как форму. Последний альбом вполне канает за альбом рэп-группы.
Соглашусь с тобой по перечисленным релизам, но мне еще местами понравился сольник Ниггатива - правда, из него по-хорошему надо выкинуть половину песен и составить подборку на один диск. Слушал?
Слушал, но не целиком. Не берусь судить.
Слушай, вот тебе не нравится русский рэп. Мне не нравится русский рэп. Почему? И как с этим бороться?
Извечный русский вопрос: "кто виноват и что делать", ага.) Мне русский рэп в большинстве своем не нравится как раз из-за того, что он слишком русский, слишком белый. В нем много русской души, эксперимента и мало черной ритмики, черного звучания, к которому я привык, полжизни слушая хип-хоп. Многое мне просто неинтересно из-за того, что это никак не совпадает ни с моими понятиями о жизни, ни с моим образом жизни, ни с образом мышления. Я не слышу того, что мне близко, а это способно компенсировать даже недостаток качества и техники. Вот нам с тобой не нравится русский рэп, а многим нравится, даже очень. Аудитория неохотно принимает хип-хоп западного образца, культура слишком неразвита.
Вот это вот интересно. Слишком много русской души? А как же стремление к самобытности и оригинальности? А как же многочисленные обвинения русского рэпа как раз в излишней подражательности, закосах под иностранцев?
Самобытность и оригинальность хороша, когда она существует в законах жанра. Понятно, что у рэпа нет рамок, и что его прелесть в том, что каждый может сказать, что он хочет, это понятно. Я говорю, прежде всего, как опытный слушатель, который хочет слушать качественную музыку, где часто важнее даже не сами слова, а качевый бит и манера исполнения, грув. А обвинения в закосах - мне кажется, это относится к тем, кто старается примитивно перевести то, что говорят рэпперы в штатах, это неправильно. Правильно находить те же моменты, что есть у них, в нашей жизни, и говорить об этом своими словами. Общих тем масса: национальная нетерпимость, наркотики, мусорской беспредел, социальная несправедливость, криминал. Обвиняют в закосах тех, кто пытается рассказывать об этом исходя не из личного опыта, а из стереотипов, навеянных американским рэпом. Чтобы твои слова были восприняты серьезно, за ними должно что-то быть.
Стоп. Ты считаешь, что национальная самобытность русского рэпа не вписывается в законы хип-хопа как жанра? Почему? И насчет лирики вот сложный вопрос: слушая американцев, можно легко отключить знание английского языка и наслаждаться только формой, грувом, как ты выражаешься. С русским рэпом все сложнее. Знаешь, одинаково неинтересно слушать что неоригинальные и неизобретательные репрезенты, что попытку сделать клубняк (по тексту обычно все очень смешно получается), что рецепты жизни от тех людей, которые еще не факт, что разбираются в этой жизни. Может, стоит всем окончательно перейти на wack-style, допустим?
Для кого-то может и вписывается, для меня лично нет. Я не считаю хип-хопом любую музыку с барабанной сеткой в районе 90 ударов в минуту, под которую можно положить хоть гармошки, хоть дворовую гитару и зачитать на нее речитатив. Хип-хоп не может быть ни дворовой песней, ни шансоном по определению, кроме одного случая, когда это профессионально сделано и грамотно вписано в концепцию определенной композиции, причем вписано с применением классических приемов из серии сыгранного рубленного сэмпла а-ля Premier. А вообще от любых таких жанровых смешений меня колбасит, также как и от речитативов "прастых поцанов" и вообще от разнообразных экспериментов на почве хип-хопа. Я не хочу никому навязывать свое мнение, оно по этому поводу сугубо личное, я ориентируюсь на свой слух и вкус. Что мало кто интересно делает - беда, опять же, людей, которые этим вдруг решили заняться, не имея ни опыта, ни голоса, ни стайла, ни тусы. Сравнивать Штаты и Россию здесь просто неуместно, там это считай негритянский folk, от которого прутся белые как раз из-за черной ментальности и врожденной музыкальности выходцев из Африки. А наших бледных лошков, что выступают в wack-style надо просто хорошенько причесывать в своих true-style музонах, надеюсь, способных так делать со временем будет появляться все больше.
И еще вопрос по поводу разницы между русским и иностранным рэпом. Американский качает, русский нет. То есть вот ну никак. Почему? Плохое качество записи в России? Но в том же Нью-Йорке приятно слушать и несведенные демки молодых МС - у нас же демо-записи в большинстве своем слушать просто нельзя. Или все-таки причина в недостаточном количестве хороших битмейкеров в России?
Конечно. И битмейкеров, и MC, и DJ`ев, и танцоров. На территории России все-таки преобладает нордический тип, а качевая ритмика и пластика удел южных наций, так распорядилась матушка-Природа, и качество записи тут уже ни при чем. Конечно же, есть белокожие и в Штатах, и в Европе, кто может делать кач, повторять черную ритмику, но они в основном евреи, латиносы или же люди, впитавшие в себя черную музыку со временем и очень хорошо ее знающие от самых корней, понявшие ее ритмику и гармонию. Такие есть и в России, но их крайне мало. Ладно, хватит, а то еще засадят за разжигание национальной розни
И как же можно изменить эту ситуацию?
Бороться можно только делая качественный хип-хоп и продвигая соответствующий lifestyle, но потребуется очень много времени, чтобы в стране это прижилось и вышло на массовый уровень. Нужны фигуры, талантливые персонажи с сильной харизмой, которые бы, выйдя на всероссийский уровень популярности, показывали бы людям настоящий стайл, взяв за основу то же, что стоит у основ американского и европейского хип-хопа.
Ты видишь сейчас в русском рэпе тех людей, которые могли бы выйти на всероссийский уровень популярности, показывая людям настоящий стайл? А то у нас обычно несостыковки: стайл стайлом, но только ДО всероссийской популярности, потом куда-то все испаряется, примеры, думаю, не стоит приводить, сам понимаешь…
Вижу. Например, Баста. Он пошел правильным путем. Если ты хочешь выйти на массовый уровень, для начала надо делать форматные, доступные всем вещи, чтобы о тебе узнали, а потом толкать свою тему. К примеру, у большинства успешных американских артистов всегда есть 2-3 форматных хита, а остальное - правильный жесткач. Я на днях послушал новые записи Басты. Что ж, многие будут очень сильно удивлены, я такого рэпа в России еще не слышал, очень качественно, без лишних понтов и с правильным национальным колоритом. Мне кажется, у него очень хорошая перспектива. Кстати, я почти уверен, что второй альбом Лиги будет сильно отличаться от первого, он тоже решил пойти по этой схеме.
Твой взгляд на хип-хоп примерно понятен. Теперь поговорим конкретно о тебе. Превратившись из одного из самых перспективных МС Москвы и России, ты по сути отметился только на одном сборнике, правда, двумя треками. Больше ни одного фита, ни одного сборника, ни одного Интернет-релиза… Почему? И когда слушатели получат возможность услышать больше твоего материала?
Я не хочу выпускать свой материал до того момента, как он будет должным образом доработан. Пары трэков вполне хватает для того, чтобы тобой заинтересовались, а за альбомом уж дело не встанет, благо материала в избытке, лишь время для работы над ним, правда, не всегда хватает. Этой осенью наконец-то у меня появится базовая студия, где я смогу работать и, надеюсь, порадую макси-синглом, где будут и фиты, и соло-трэки, и видео.
А что с альбомом FYPM? Кроме того, ты еще говорил о микстейпе, над которым ведется работа…
Для альбома FYPM уже готово 6 трэков, работа идет медленно, но верно. Единственное препятствие - временное отсутствие собственной студии. Микстэйп Nik-One тоже делает, но в последнее время он много гастролировал, поэтому выпуск на некоторое время откладывается.
А что с группой 43 Градуса, которым, насколько я знаю, ты плотно помогаешь?
Они тоже не торопятся с выпуском альбома, готовят материал.
Ты недавно заявил, что не будешь связываться ни с одним рэп-лейблом в России. Опиши свой взгляд на, э-э-э, конкурентную борьбу на отечественном хип-хоп рныке с точки зрения существующих лейблов и альтернативных вариантов развития карьеры.
Конкурентной борьбы у нас нет, так как нет рынка. То, что все видят - жалкое его подобие. Есть несколько более-менее серьезных лэйблов, но они, как правило, вплотную занимаются лишь одним-двумя артистами, а остальным гарантируют только дистрибуцию. Альтернативные пути развития карьеры - либо самому заработать много денег, либо сделать хорошее дэмо доступными средствами и искать готовых вложиться в тебя людей.
Зарабатывая много денег, можно либо попасть в тюрьму за продажу наркотиков, либо оказаться в ситуации, когда, хм, не до творчества, скажем так. Найдя готовых вложиться в тебя людей, рано или поздно столкнешься с разницей между твоим взглядом на творчество и продвижение и точкой зрения "вложившегося" человека. Что выберешь?
Почему обязательно продажа наркотиков? Что, больше нет способов денег заработать? И почему обязательно человек, который вложился должен трахать тебе мозг? Можно просто взять кредит с большим сроком погашения, оборудовать студию, сделать хороший альбом, рекламу, снять видео, а потом гасить кредит за счет доходов, и в твоих же интересах будет не ударить в грязь лицом. Но по такому пути может пойти твердо уверенный в себе человек, делающий хорошую музыку.
А если у тебя музон - говно, и тебе нужен продюсер, чтобы тебя вытащил - тут без мозгоебства не обойтись, понятное дело.
Да нет, наркотики - как пример. Просто зарабатывание денег отнимает большую часть времени и нервной энергии - на творчество может просто не остаться. Сложно быть с 10 до шести топ-менеджером, а по вечерам и выходным рэппером, тебе не кажется? И прямой вопрос: ты готов пойти на то, чтобы взять кредит с большим сроком погашения?
Да, конечно, сложно. Но есть масса примеров, когда люди вот так работали, а потом выдавали очень неплохие релизы. А такой кредит я взять готов, без сомнений.
Ну дай бог. А я вот тут недавно задумался над тем, что нашему поколению, в общем-то, по силам еще лет 20-30 заниматься хип-хопом. Но тут же возник другой вопрос: а по силам ли хип-хопу существовать еще 20-30 лет? Как считаешь?
Ну, на данный момент могу предположить, что определенно по силам. На хип-хопе сейчас растут маленькие дети моих знакомых и друзей, их младшие братья и сестры. В Штатах вообще каждый ребенок растет в хип-хопе. Он будет существовать еще очень долго, и будет развиваться, меняться, разбиваться на все больше количество разновидностей и поджанров, смешиваться с другими музыкальными направлениями. Это уже давно происходит, а дальше - больше.
Но, с другой стороны, смотри. В России продажи рэпа последние несколько лет не увеличиваются, количество людей на концертах стабильно близко к нулю, в авангарде r'n'b, которому, понятно, осталось лет 5 от силы. Что будет дальше? Уверен, что у рэпа есть целевая аудитория?
Про продажи не знаю, но я не уверен, что Серега и Лига плохо продаются. Про концерты - бред. В регионах на того же Лигу собираются тысячи. Если у кого-то на концертах пустой зал, то это беда не артистов, а промоутеров. Мы живем в медиа-хаосе, всем правит промоушн и реклама. Чтобы хип-хоп развивался, все, что касается его продвижения, должно работать как единый механизм. Пресса, промо-группы, масс-медиа…Но для того чтобы на тебя обратили внимания прежде всего у тебя должен быть хороший материал. Потом у тебя должна быть команда, занимающееся всем остальным, что не касается музыки. Что у рэпа есть целевая аудитория, я уверен, и еще больше в этом уверяюсь, когда слышу рингтон "Будущие мамы" на каждом третьем мобильном.
Несколько хэдлайнеров по продажам в русском рэпе есть всегда. Децл, Альянс, Каста, теперь Серега и Лига. Я все-таки говорил не о топовых проектах, а о основной массе. Насчет концертов примерно то же самое. На хэдлайнеров собираются всегда. И не кажется ли тебе, что те люди, у которых "Будущие Мамы" рингтоном на мобильном, целевая аудитория канала MTV, а не хип-хопа? Альбом Лиги не заставит их начать слушать русский рэп, как мне кажется.
Так эти хэдлайнеры и есть русский рэп! Остальное просто не канает ни в какую! Существует, но не составляет никакой конкуренции! Это то, что нынче называют "андерграунд", который нах никому не вперся, кроме своего маргинального круга. Хоть я сам всю свою творческую жизнь делаю в основном неформатную музыку, ситуацию эту прекрасно понимаю и ничего не имею против, скорее наоборот, только за. Я верю, что практически любой качественно сделанный русский рэп с хорошим видео может возглавить чарты, и так же собирать людей на концерты, но это уже вопрос финансовый. А рэп реально нравится очень многим, и многие начинают им интересоваться и в этом немалая заслуга этих самых "хэдлайнеров", в том числе и Лиги, который ничего не ведающим в рэпе людей хоть немного может расширить кругозор.
Вот таким вот получилось это "интервью". Где-то небесспорным, где-то резким, но, по крайней мере, везде честным.